Кто изобрел первый винг?

19/05/2024

Кто изобрел первый винг?

В чилауте, после катания заводят разные разговоры. Но если про историю винга, то часто отвечают: «Да он сто лет известен, это скимбат называется. На нём зимой катались, а потом для лета приспособили.» Сказать по правде, эта история в корне неверна. Однако, начнем по порядку.

Когда-то мне посчастливилось познакомится с великим человеком — Ульрихом Станчу (Ulrich Stanciu). Ули, как его зовут друзья, был создателем и главным редактором немецкого журнала Surf-Magazin (потом переименован в Surf), который писал о серфинге, а в 80-х годах больше о виндсерфинге. В 1985 году на Кубке Мира по виндсерфингу в Зилте, Ули встречает один из первых в Европе горных велосипедов. Идея MTB его так захватила, что в 1989 году он становится создателем и главным редактором журнала Bike-Magazin, которым является до сих пор. Ой, это меня куда-то в горы занесло. Сейчас вернусь в наше русло.


Когда я искал достоверные факты о создателях первого крыла для серфовой доски, то писал вопросы разным людям. Мне, вдруг ответил Ульрих: «Первый винг изобрел Джим Дрейк (Jim Drake), а построил его я и Андре Лефевр (André Lefebvre). И у меня есть доказательства и сам этот винг.»

Да-да, первый винг изобрел тот, кто изобрел первый виндсерфинг, великий Джим Дрейк.

Далее рассказ от Ули.

Идея создания первого крыла «Wing» возникла в августе 1981 года, тогда Джим Дрейк навестил меня в редакции журнала Surf в Мюнхене. Мы с Джимом были друзьями с 1977 года, когда был основан журнал Surf и опубликована моя статья об «истинном изобретателе» виндсерфинга. Так что за ужином в августе 1981 года мы поговорили о том, что произошло за год до этого на PanAm Cup на Гавайях - о разработке весельных досок, о первых по-настоящему высоких прыжках через волны. В то же время во время наших журнальных тестов на Гран-Канарии я неоднократно наблюдал за летающими рыбами, которые вылетали из воды рядом с нашими досками и затем часто пролетали на много метров рядом с нами. Я спросил Джима, можем ли мы сделать что-то похожее на летающих рыб с нашими досками для серфинга. И поделился своим наблюдением, что обычные паруса для виндсерфинга просто не симметричны, и после прыжка вы разворачиваетесь на одну сторону и падаете в воду.

 

«На что это было бы похоже, - спросил я, - если бы наши паруса были каким-то образом симметричны, и ты мог бы немного подлетать при прыжках, как летучая рыба?»

Я понятия не имел, как может выглядеть нечто подобное, но глаза Джима тут же вспыхнули. Он сказал: «Кажется, у меня есть решение».
Как одаренный специалист по аэродинамике, он объяснил мне принцип конструкции крыла: две половинки крыла должны быть одинакового размера, слегка наклонены и иметь только одну центральную стойку. Это необходимо для того, чтобы крыло автоматически наклонялось в ту или иную сторону, когда вы слегка отклоняете нос от ветра. Честно говоря, я не сразу это понял. Мы сделали рисунок на листе бумаги, и Джим описал принцип. Я был в восторге. Уже на следующий день я построил небольшую модель из куска пенопласта, которая хранится у меня до сих пор.



Не откладывая, Джим Дрейк нарисовал чертежи первого крыла с раскроем парусины и точными размерами всех деталей. Мы отправились на завод Fanatic, где в мастерской изготовили первый прототип. Парусину для крыла пошил из парусной ткани Андре Лефевр.

К сожалению, тогда идея не получила популярности на воде. Разогнать обычную доску для виндсерфинга при помощи крыла оказалось гораздо сложнее, чем с парусом. Андре Лефевр пытался усовершенствовать конструкцию, добавив шарнирную мачту от доски до центральной балки. Но эта конструкция тоже не прижилась. Просто виндсерферы научились прыгать с обычным парусом.

Джим Дрейк со своим крылом

Если подумать, то идея была изначально неполноценной. Мы-то теперь знаем чего им не хватало. Им тогда не хватало фойла. Ну вот я разогнал доску и взлетел в воздух. Доска где-то там болтается в волнах, а я лечу с металическими трубами в руках. Лечу-лечу и бац, я в воде. Тут у меня слабо плавающая конструкция, где-то там доска. Какая-то не очень приятная ситуация. А еще посмотрите на фото, они же все там катались без шлемов.

Но сообщество всё расставило на свои места. Крыло приняли и стали кататься с ним по льду озер на коньках. Так появился Скимбат или, как его еще называют - Кайтвинг. 

Еще Ули рассказал, как они решили восстановить то первое крыло, которое лежало у него в гараже 42 года.

«Первое крыло восстановлено.

Самый первый прототип «Крыла» 1981 года пролежал у меня в гараже 42 года - теперь мы его отреставрировали. Дэвид Дрейк, сын изобретателя виндсерфинга и Wing, Джима Дрейка (R.I.P. 2012) посетил меня и вместе мы вернули это первое «Крыло» к жизни. К сожалению, не хватало двух алюминиевых труб и разъема, но удалось все отремонтировать и поставить новые латы. Теперь крыло, построенное мной и Джимом в Шютц-Верке в 1981 году, с парусиной Андре Лефевра снова функционирует и почти так же прекрасно, как и в первый день. Для этого мы также просмотрели все мои записи об изобретении и нашли патентные сертификаты Европы и Австралии от 13 октября 1981 года. Для обоих континентов патент был выдан в 1987 году.

Историю изобретений Крыла" я уже публиковал на своей странице в 2021 году.

Uli Stanciu»

А что же с надувными баллонами, ведь надувные кайты уже давно придумали?

Первым, кто придумал взять кайт в руки, был Тони Логош (Tony Logosz), руководитель отдела исследований и разработок компании Slingshot. Он сделал первый винг в том виде, что мы привыкли в 2011 году. Тогда Тони назвал его Slingwing, а нормально поехать на нем тогда получалось плохо, ведь подводные крылья (Hydrofoil) еще не достигли совершенства.

В 2015 году у Тони появился фойл с достаточной подъемной силой. Тогда он достал из шкафа запыленные прототипы вингов и пошел кататься. К его удивлению, доска прекрасно разгонялась, легко резалась на ветер и поворачивала. Так он и катался 4 года на прототипах, а компания Slingshot все не запускала их в серию. Руководство компании решило, что это создаст конкуренцию обычным кайтам. Кто ж знал, что да, но будет поздно.

В 2019 году компания Duotone выставляет первые надувные винги в весенней коллекции. А в осеннюю коллекцию успевает предложить винги и Робби Нейш (Robby Naish). Тут уж и Slingshot объявляет о серии вингов Slingwing.

Сегодня рынок вингов уже достаточно большой и продолжает развиваться. Но я вспоминаю с благодарностью тех, кто изобрел новые средства покорения моря. Слава безумцам, которые не перестают мечтать.

Андрей Хитрово/wind.ru

май 2024

В Пражском музее виндсерфинга сохранился прототип с шарниром Андре Лефевра.

Все остальные фотографии предоставлены Uli Stanciu.

Патенты

Статья в журнале Sail Boarder

Поделиться в

 

следующий >

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.